Какое будущее у SEO? Часть 1

18 октября 2012

Интервью на МегаиндексТВ

Наиль Байков (Н):

— За два года работы на этом рынке, ко мне очень часто обращались с просьбами о консультации и помощи по поводу тех или иных способов продвижения сайтов. Кто-то говорил об использовании SEO-продвижения по поисковым запросам, кто-то интересовался возможностью выбрать другое направление, другой метод продвижения сайтов — трафиковое или продвижение с помощью социальных сетей. И каждому я говорил: «Смотрите, дорогие друзья. Необходимо прежде всего исходить из соображений того, для чего вы хотите продвигаться, где ваша целевая аудитория и каким образом вы хотите воздействовать на эту целевую аудиторию».

Готовясь к сегодняшней передаче, которая посвящена теме «Есть ли будущее у SEO?», я хотел бы сделать акцент именно на SEO-продвижении, то есть продвижении с помощью поисковых машин. И чтобы разобраться в этом вопросе и понять, есть ли оно — будущее у SEO, а если его нет — то какие другие методы продвижения в ближайшее время будут завладевать умами как клиентов, так и компаний, занимающихся продвижением, я и пригласил в нашу студию Олега Сковородникова — генерального директора компании VIPRO.

Олег, здравствуйте!

Олег Сковородников (О):

— Добрый день, Наиль.

Н:

— Олег, мне очень приятно видеть тебя в нашей студии. И я, наверное, отмечу тот факт, что когда я вижу тебя на каких-то мероприятиях и конференциях, мне всегда импонирует твой боевой настрой, твое умение задавать четкие вопросы докладчикам и дикторам и твое стремление разобраться в том, что каждый из них хочет сказать. Иногда складывается такое впечатление, что ты хочешь «разрубить пополам» докладчиков. Это у тебя имидж такой или ты на самом деле хочешь просто понять, что они говорят?

О:

— Честно говоря, я не задумываюсь о своем имидже — какой получился, такой получился. Я специально над ним не работаю, имиджмейкера у меня нет, поэтому я такой, какой я есть.

Н:

— Нет, это здорово, Олег. Я же говорю, мне это импонирует.

О:

— По поводу того, чтобы кого-то «рвать» на конференциях — мне не нравится, когда люди говорят неправду, мне не нравится, когда люди плохо готовятся к своему выступлению и вместо того, чтобы предложить что-то интересное аудитории, которая как правило собирается на конференциях по SEO, начинают говорить какие-то прописные истины из области «что есть маркетинг и чем он отличается от интернет-маркетинга». Мне это не нравится, и когда я это вижу, я иногда это комментирую. Также, если я прихожу на конференцию, я хочу понять, что говорят люди. Если вижу какой-то интересный для меня опыт — а ведь нельзя быть опытным абсолютно во всем — естественно, я задаю вопросы и пытаюсь понять суть. Иногда мои вопросы, может быть, кажутся немного необычными...

Н:

— Необычными для кого: для докладчика или для аудитории?

О:

— Для оптимизаторов, потому что я все-таки не оптимизатор, и задавая вопросы, которые меня интересуют, я пытаюсь дойти до сути вопроса, пользуясь обычной логикой, которой тысяча лет. Я не обладаю какими-то специальными, абсолютно глубокими знаниями в вопросах покупки ссылок. В вопросах же, которые касаются в целом эффективной работы сайта, позволю себе себя похвалить, за двенадцать лет работы я кое-чему научился. Поэтому, могу вот так вот ответить на ваш вопрос.

Н:

— Прежде чем мы начнем говорить о развитии SEO, о его будущем и настоящем, чтобы закончить тему о семинарах, ответь на такой вопрос: насколько они в своем насыщении и контенте интересны и нужны людям. Или это все одна «вода», и посещать их не стоит?

О:

— Хороший вопрос для человека, который сам ведет семинары уже семь лет. Я хочу сказать, что если взять в целом отрасль, которую можно назвать «образование» — высшее, среднее и так далее, то по всему, что касается сайтов — разработка, продвижение и самый важный вопрос — эксплуатация, сегодняшняя индустрия образования не дает качественных продуктов в этой области. И уже как генеральный директор, я могу сказать, что ни один ВУЗ сегодня не выпускает оптимизаторов. Кое-какие возможности есть в Бауманке и на вторых курсах, не помню, как они называются, но это все равно какие-то краткосрочные вещи. Я работал и с открытыми семинарами, выступал на президентской программе, выступал перед MBA-слушателями, но в целом, думаю, будет здорово, если на какой-нибудь достаточно интересной, известной, массовой кафедре какого-нибудь известного ВУЗа появится отдельное направление, на котором будут изучать, как же эти сайты делать, как их эксплуатировать, что самое важное, в том числе, как их продвигать. Поэтому, считаю, что чем больше, тем лучше. А поскольку большинство семинаров платные, то сам факт платности заставляет докладчиков готовиться к своему выступлению и давать аудитории что-то интересное, что-то важное, потому что если ты придешь и будешь нести какую-то ерунду перед людьми, каждый из которых заплатил условно по 10 000 рублей, то этот фокус не пройдет.

Н:

— Завтра к тебе просто никто не придет.

О:

— Да.

Н:

— Ну что ж, Олег, спасибо. Переходим к сути, переходим к важному. Вот я, готовясь к передаче, заметил, что во многих публикациях идет разговор о том, что сегодня стремительно сокращаются возможности ссылочных запросов, выдачи в поисковых запросах, продвижения с помощью ссылок. Как ты можешь это прокомментировать?

О:

— Я прокомментирую его как бы «со своей колокольни», у меня есть своя точка зрения на этот вопрос. В наиболее сложную ситуацию попали компании и отдельные оптимизаторы, которые прежде всего делали упор на ссылочные факторы, на ссылки. Причем, не просто на какие-то качественные ссылки, когда можно было бы погрузиться в тематику бизнеса клиента, изучить окружение данного бизнеса, хотя бы просто дойти до «Желтых страниц» и поставить оттуда обычную, хорошую, качественную ссылку, которую сто процентов Яндекс «съест». Но зачем это делать, если есть куча агрегаторов, когда ты платишь 100 долларов и получаешь 50, 150 или 250 ссылок и потом получаешь топ. Со временем эта схема начала давать сбои, а сегодня проблема в том, что когда предсказуемость позитивного результата начинает снижаться на пятьдесят процентов, то бизнес становится нерентабельным. Из этого следует еще несколько выводов, о них поговорим позже. А сейчас о том, как люди ведут себя в этой ситуации.

Н:

— Закрываются и уходят с работы?

О:

— Нет, не все. Есть другие сценарии, которые меня очень беспокоят. Так вот, те люди, которые делали упор на ссылки, уже более полугода назад поняли, что у них появились сложности и надо что-то с этим делать.

Н:

— Насколько я помню, биржа SAPE официально заявляла, что нормальных доноров практически не осталось.

О:

— Что значит, доноров не осталось? А куда же делся весь интернет?

Н:

— Ну, значит, все остальное — просто «вода».

О:

— Наоборот, я думаю, что в SAPE находится одна миллионная одного процента всех сайтов, которые вообще существуют и которые могут быть использованы для того, чтобы на них появлялись какие-то разумные и нужные аудитории ссылки, которые будут учтены поисковыми системами. Я думаю, никаких чудес здесь нет.
Так вот, весь вопрос в том, что делать дальше тем людям, которые делали упор только на ссылки? Конечно, всегда можно переквалифицироваться в управдомы, но если этот вариант не рассматривается, то нужно для начала читать документы Яндекса и пытаться понять, что же сегодня хочет поисковая система от сайтов. А поисковая система, в принципе, ничего особенно и не меняет, она просто делает то, что много лет декларировала. Просто раньше не все это получалось, а сейчас это получается, на мой взгляд, все более эффективно. Она требует качественных сайтов и, соответственно, оптимизатору нужно переквалифицироваться из покупателя ссылок в человека, который эти сайты будет «ремонтировать».

И здесь тоже все еще интереснее, потому что сегодня, чтобы «заточить» сайт под поисковую систему, не обязательно быть программистом, чтобы написать CMS либо качественно ее установить. Не обязательно быть верстальщиком, для того, чтобы весь этот код правильно расположить. Мало быть писателем, чтобы написать необходимые тексты. Самое главное и самое сложное — нужно быть еще и консультантом. Проблема в том, что нельзя стать консультантом, пройдя какие-то курсы или просто заимев такое желание. Нужен жизненный опыт, нужно понимание ситуации заказчика, и чем богаче у человека, скажем так, жизненный путь, тем проще ему справиться с очередным сайтом, который к нему пришел. Сегодня к тебе могут прийти какие-нибудь производители железобетонных колец, а завтра придет школа танцев, а послезавтра продавцы ноутбуков. И у каждого из них есть своя целевая аудитория, для которой нужно сделать удобный сайт, у каждого из них есть свои конкурентные преимущества, у каждого из них есть цели — и все это должно быть отражено на сайте. И, собственно, если все сделано хорошо и правильно, то люди, которые приходят на этот сайт, будут правильно себя вести. Яндекс это увидит, оценит, и тогда у этих сайтов появятся шансы стать успешными.

Н:

— Сегодня на рынке SEO-продвижения работают тысячи компаний и, наверное, девяносто процентов из них являются мелкими и средними. Один из представителей крупной компании в своем интервью отметил, что в настоящее время и в ближайшее будущее мелким и средним компаниям будет очень тяжело, потому что, как ты уже успел отметить, для качественного продвижения сайтов одних ссылок будет недостаточно, и нужно будет иметь в своем штате специалиста по консалтингу, аналитика. Как правило, у таких компаний нет бюджета для содержания этих специалистов. Поэтому рано или поздно они уйдут с этого рынка, а на рынке установится монополия крупных компаний, которые могут себе это позволить.

О:

— Я не согласен с этим утверждением. Прежде всего, у «волков-одиночек», которые успели проработать в отрасли пять-десять лет и успели накопить опыт, есть огромное преимущество — они очень хорошо понимают клиента. Эти люди обладают колоссальным опытом и с ними сложно конкурировать, потому что, чтобы более-менее прилично себя чувствовать, каждому из таких специалистов достаточно пяти — шести — семи средних клиентов. И они могут быть знакомы с этими клиентами и проектами много лет и поэтому будут очень эффективными.

Н:

— Когда ты говоришь о «волке-одиночке», ты говоришь об одном человеке или о группе, команде?

О:

— Прежде всего, это наверное один человек.

Н:

— Неужели на сегодняшний день и в ближайшем будущем один человек сможет не просто закупать ссылки и продвигаться на них, но и справляться со всем тем многообразием, которое предлагают поисковые системы, чтобы ранжировать сайты? Допустим, я буду вести шесть-семь проектов и не буду делать большой упор на ссылки. Мне же будет тяжело, придется работать круглые сутки?

О:

— Можно ответить на этот вопрос следующим образом. У меня складывается ощущение, что в мире и в Европе большинство компаний — это очень маленькие компании. И если мы возьмем, допустим, рынок Германии, то там нормальным явлением будет большой сайт с большим портфолио, за которым стоит вообще один человек, у которого есть субподрядчики. И это один человек координирует весь проект и является аккаунт-менеджером. Поэтому, я думаю, что у таких высококвалифицированных «волков-одиночек» все будет хорошо. Но это должны быть люди, которые умеют не только хорошо закупать ссылки.

Н:

— В какой еще области на сегодняшний день должны быть компетентны эти люди?

О:

— Поскольку я не был «волком-одиночкой» и всю жизнь работал со своей командой, об этом лучше спросить тех людей, которые в работают в одиночку.

Н:

— Ведь тяжело знать все аспекты и ссылочного, и трафикового продвижения. И что-то еще...

О:

— Есть масса нюансов: не нужно платить за офис, не нужно платить зарплату сотрудникам, не нужно гнаться за сотнями сайтов, которые нужно продвигать. Достаточно небольшого числа сайтов и, что самое главное, адекватных клиентов, с которыми можно договориться о каких-то корректных условиях работы.

Н:

— Если говорить о клиентах — ведь рынок клиентов, наверное, уже обжегся на всех этих «псевдо-волках» и не доверяет человеку-одиночке, который работает один и не может предоставить ни договор, ни какие-то условия?

О:

— Давайте проведем аналогию с адвокатами, с врачами, с консультантами. Наверное, есть отрасли, в которых принято и привычнее работать с одним человеком. Но это те отрасли, в которых есть мощное внутреннее саморегулирование, к примеру, лицензирование, как у нотариусов. Но в случае с консультантом, если перед вами стоит серьезная задача, вы скорее всего обратитесь в компанию, так как для вас важен бренд. Но при этом вы, конечно, будете хотеть, чтобы с вами работал опытный человек. Поэтому у меня такое ощущение, что в случае с SEO скорее обанкротится компания, чем «волк-одиночка». Кто из них быстрее справится с задачей — зависит от задачи.
Конечно, я, как представитель достаточно крупной компании, должен рекламировать перед клиентами возможности работы с крупными компаниями и, безусловно, в этом есть масса преимуществ. Но я не хочу, чтобы у нас образовалось большое кладбище, на котором останется три-пять-десять крупных игроков, которые будут все решать. На самом деле, работы для всех очень много.
Не знаю, успею ли я и смогу ли правильно сформулировать тот месседж, с которым я сюда пришел. Сегодня моя главная идея состоит в том, что мы все можем начать работать с клиентом комплексно и более качественно. В этом случае у каждого из оптимизаторов средний чек с одного проекта будет в два, а то и три раза выше. И на рынке мгновенно освободится пространство...

Н:

— От чего освободится? Возникнет спрос?

О:

— А он и так есть. Он по факту есть, потому что в прошлом была эффективной технология продвижения сайтов ссылками, и люди к ней привыкли — и клиенты, и сами оптимизаторы. Сегодня ситуация изменилась и уже невозможно быть эффективным, не занимаясь при этом вопросами качества самого сайта и анализом бизнеса заказчика, его аудитории и того, насколько данный сайт подходит для решения его задач.
Так вот, выбор был всегда. Можно, скажем так, заниматься покупкой ссылок для десяти компаний и как-то поднимать их в топ, а можно делать это для трех компаний, но одновременно предлагать им много других услуг. И вот этот комплекс позволяет одновременно быть более успешным в базовой услуге — в SEO, и при этом зарабатывать деньги на дополнительных услугах. Если десять оптимизаторов раньше обслуживали сто клиентов, то теперь они обслуживают только тридцать, но более качественно, а деньги получают примерно те же. Но оставшимся семидесяти клиентам тоже ведь нужно с кем-то работать. И это не то чтобы новые рынки, но более интересная для всех ситуация.

Н:

— Месседж понятен: давайте работать с клиентом более качественно и делиться работой с остальными.

О:

— Я бы сказал более широко.

Н:

— Но если сейчас вернуться опять же к ссылочному продвижению: насколько я знаю, в Яндексе существует более пятисот факторов ранжирования и только пятьдесят из них как-то влияет на ссылочное ранжирование. Это, наверное, тоже говорит о том, что не за горами тот день, когда ссылочное ранжирование будет занимать еще меньшую долю в общем количестве факторов.

О:

— Это глубокая теория. На самом деле, если опираться на практику, то будущее, о котором ты говоришь, для многих отраслей уже наступило. Во многих клиентских отраслях вполне достаточно очень небольшого количества качественных естественных ссылок, установленных вручную, для того, чтобы у сайта появился шанс попасть в топ.
Но одних только ссылок мало. Нужно работать с сайтом: нужен уникальный контент, нужна правильная навигация, нужно, чтобы этот сайт нравился людям, чтобы люди ходили по нему, заказывали товары и услуги и мотали с помощью метрики страницу «контакты», страницу «прайс-лист», страницу «сотрудничество» и так далее. То есть сайт должен жить, он должен явно взаимодействовать.
Это точка зрения вне связи с социальными сетями, и также для меня остается неясным вопрос, как отреагируют поисковики на то, что происходит в социальных сетях. А в социальных сетях существует, как минимум, три мощных информационных фактора, влияющих на оценку сайтов.

Н:

— Я предлагаю продолжить разговор на эту тему во второй части программы.

Понравилась статья?
0
0

Читайте где
удобно

А ещё наши публикации можно читать, не отрываясь от работы

Всего-то нужно подписать свой рабочий почтовый ящик на рассылку.
строго без спама
Сертифицированное
агентство
Яндекс.Директ
Сертифицированный
партнер
Google AdWords
Сертифицированный
партнер
myTarget
Член агентского клуба Ruward