Как приручить дизайнера

19 августа 2020

Что это за зверь-то такой - дизайн?

В наше время практически любому бизнесу приходится обращаться к услугам дизайнера интерфейса, и не секрет, что отношения между заказчиком и дизайнером зачастую полны драматизма. Бесконечные правки, затянутые сроки и нередко неудовлетворённость результатом у обеих сторон.

Заказчики сетуют на дизайнеров:
“Эта студия... размазала торговое предложение на три страницы, они говорят, что сейчас модно, когда много “воздуха”, хотя кто будет мотать целых три страницы, чтобы понять суть услуги?”
“У нас такая специфика, что наш продукт нужно подавать красиво, а дизайнер использовал КОРИЧНЕВЫЙ... ну, вы понимаете... а ещё дизайнером себя называет!”
“Мне не нравится этот шрифт, и я совсем не понимаю, почему дизайнер упёрся и не хочет его менять. Объяснить толково он не может”.
“Мы очень гордимся историей становления нашей компании, нам кажется, нужно рассказать клиентам о том, как мы стали теми, кто мы есть и какие трудности мы преодолели, а дизайнер говорит - это лишнее. Это лишнее, Карл!”.

Как приручить дизайнера

Заказчики сетуют на дизайнеров, дизайнеры - на заказчиков.

Есть ли какой-то рецепт от такого взаимного недопонимания? Как сделать так, чтобы результатом сотрудничества стал действительно ХОРОШИЙ дизайн, да ещё в нужные сроки и без потери нервных клеток?

Давайте поразмыслим.

Для того чтобы коммуникация была удачной, обе её стороны, во-первых, должны ясно представлять себе её цель; во-вторых, эти представления должны совпадать.

Что обычно представляет себе заказчик, нанимая дизайнера? Что дизайнер - это тот, кто должен КРАСИВО оформить контент сайта. Да и дизайнер, берясь за макет, нередко руководствуется похожими представлениями: “Я сейчас тут такую КРАСОТУ наведу, все закачаются!”

Беда в том, что там, где фигурирует категория “красиво” - разногласий не миновать. Потому что “...у всякого свой вкус: один, тётенька, любит арбуз, а другой свиной хрящик.”(c). Так что же получается? Коммуникация в нашем случае будет удачной только в том случае, если представления о красивом у обеих сторон совпадут? А так как это редкость, взаимные сетования неизбежны?

Как приручить дизайнера

Или... или, может быть, дизайн - это не про КРАСИВО? Лезем в словарь. “Дизайн - от англ. design - задумать, спроектировать, а также проект, план, рисунок”. Получается, что дизайн - это проект какой-либо вещи. А чем хороший проект вещи отличается от плохого? Тем, что хорошо спроектированная вещь в полной мере выполняет свою функцию.

Как приручить дизайнера
Дизайн тапочек призван обеспечить их основную функцию: удобство.
Как приручить дизайнера
Дизайн женских “шпилек” призван обеспечить их основную функцию: произвести впечатление.

Получается, что хороший дизайн веб-продукта совсем необязательно должен НРАВИТЬСЯ в смысле эстетической привлекательности. В случае веб-дизайна, ХОРОШИЙ ДИЗАЙН - это такой дизайн, который делает онлайн-продукт эффективным. Именно - эффективным. В полной мере выполняющим те функции, под которые он создаётся.

Если мы будем размышлять дальше в этом направлении, то обнаружим случаи, когда результатом дизайна было что-то ОТТАЛКИВАЮЩЕЕ, и при этом дизайн полностью достигал своей цели и был ХОРОШИМ. Например, современный отечественный дизайн пачек сигарет, красочно иллюстрирующий негативный побочный эффект курения.

Итак, мы теперь понимаем, что дизайн - это не про МНЕ НРАВИТСЯ и не про КРАСИВО (точнее, далеко не всегда и не только про это), дизайн - это про БИЗНЕС.
И в основе успешного сотрудничества с дизайнером или студией лежит ясное понимание обеими сторонами ЦЕЛЕЙ и ЗАДАЧ, которые должна выполнять интернет-площадка.

Как приручить дизайнера

И тогда эти цели и задачи становятся и объективным критерием для ваших собственных суждений о качестве предлагаемого дизайна, и объективным критерием для оценки деятельности дизайнера.

Резюмируем. Объективным критерием оценки качества работы дизайнера является соответствие предлагаемых визуальных решений задачам сайта.

Так. Чисто теоретически вроде бы всё ясно, но вот на практике... Давайте рассмотрим примеры.

Пример №1

Как приручить дизайнера
Карточка товара интернет-магазина ИКЕА.

Как правило, основные функции карточки товара в интернет-магазине - чисто прагматические. Наглядно представить товар, предоставить о нём всю важную информацию и обеспечить удобный заказ. 

Значит, дизайнер должен в этом случае предлагать визуальные решения, которые в первую очередь сделают интернет-магазин удобным для пользователя. И сайт ИКЕА как раз является удачным примером обеспечения такого удобства. Всё в его дизайне - структура, цвета, шрифты  - служат одной цели -  выделить самую важную информацию, быстро найти фильтры и кнопки. Элементы дизайна не оттягивают на себя внимание, не производят дополнительного эстетического эффекта.

Пример №2

Как приручить дизайнера
Gucci https://guccisurf.gucci.com/.

Это одна из многочисленных интернет-площадок всемирно известного бренда Gucci, оформленная в виде игры. Все визуальные решения здесь служат одной цели - напомнить о бренде, оживить любопытство путём вовлечения пользователя во взаимодействие. Задача дизайна, в этом случае, - напоминание и WOW-эффект. И здесь уместны оригинальная структура, яркие цвета и цепляющий шрифт.

Пример №3

Как приручить дизайнера
Сайт-портфолио рекламного агентства Buro.

Основная задача сайтов-портфолио - выделиться, отстроиться от конкурентов. Все визуальные средства здесь направлены на то, чтобы произвести WOW-эффект, и дизайн в представленном примере прекрасно с этой задачей справляется.

Ну, и как приручить дизайнера?

Перед тем как заполнять бриф для дизайнера, предлагаем вам воспользоваться удобной СХЕМОЙ КАТЕГОРИЙ ЗАДАЧ дизайна и определить, какая задача дизайна будет в вашем случае первостепенной.

Как приручить дизайнера

Если мы вернёмся к нашим примерам сайтов, то в первом случае дизайн сайта работает на УДОБСТВО, во втором - на узнаваемость и в последнем - на ВПЕЧАТЛЕНИЕ.

И здесь есть очень важный момент.

Дизайн не может решать все три задачи в равной степени.

Если ваша цель — удобство пользователя, вы неизбежно жертвуете впечатлением и узнаваемостью. Если вам нужно в первую очередь отстроиться от конкурентов и произвести впечатление - вы жертвуете удобством навигации и так далее. Решите, что для вас сейчас важнее всего. Поставьте эту задачу перед дизайнером. А потом... а потом пусть он вам докажет, почему вот эти вот шрифты, эти цвета наилучшим образом представляют основную идею сайта, а вот этот чудесный, оригинальный персонаж на карточке товара, которого он рисовал всю ночь, - помогает продавать ваш товар.

Примеры дизайна, работающего на впечатление

Если компании приходится работать в условиях очень жёсткой конкуренции (как это происходит в виноторговле и продаже сухофруктов), то львиную долю своих сил её менеджменту приходится бросать на то, чтобы выделиться. Та же задача стоит и перед экоактивистами, которым необходимо любыми способами захватить внимание потенциальных союзников.

Как приручить дизайнера
Сайт по продаже вин
Passionate Vino.
Как приручить дизайнера
Сайт производителя сухофруктов
Madies.
Как приручить дизайнера
Сайт экологического движения
Rouser.

Примеры дизайна, работающего на удобство

Интернет-магазины, агрегаторы и информационные площадки - это категории сайтов, которым, конечно, необходимо в первую очередь думать об удобстве пользователя.

Как приручить дизайнера
Интернет-магазин
Связной.
Как приручить дизайнера
Сайт-агрегатор услуг
Profi.ru.
Как приручить дизайнера
Сайт-база недвижимости
ЦИАН.

Примеры дизайна, работающего на узнаваемость

Даже тем немногим счастливчикам, которые покоятся на лаврах и пожинают плоды своих предыдущих заслуг, приходится вкладываться в дизайн и напоминать о себе ветреной публике. А что уж говорить об обычных компаниях, для которых повышение узнаваемости бренда - необходимое условие укрепления своих позиций на рынке!

Как приручить дизайнера
Блог “Мир кубиков” с инструкциями по сборке конструктора
Lego.
Как приручить дизайнера
Промо-сайт компании
Rolton.
Как приручить дизайнера
Промо-сайт ТМ
BORJOMI.

А судьи кто?

... И ещё об одном вероятном источнике недопонимания.

Вот вы с дизайнером определились с целям и задачами веб-продукта, и он представляет вам дизайн-концепт, объясняя, как те или иные визуальные средства помогают достичь оговорённых целей. И... не возникает ли снова та проблема взаимопонимания, с описания которой мы начали статью? Вот эти вот иконки - разве они производят WOW-эффект? А вот эта фотография - разве это красиво? А этот шрифт - его удобно читать? И снова - ваше слово - против слова дизайнера. А судьи кто?

А судьи - это пользователи. Выбор целевой аудитории - единственный критерий, на который можно положиться. Вот почему неотъемлемой частью процесса разработки веб-продукта является изучение целевой аудитории, но это тема отдельной статьи.

Наша студия всегда начинает создание сайта с этапа исследования пользователя. Что это за исследование и как его проводят можно почитать здесь.

Понравилась статья?
0
0

Читайте где
удобно

А ещё наши публикации можно читать, не отрываясь от работы

Всего-то нужно подписать свой рабочий почтовый ящик на рассылку.
строго без спама
Сертифицированное
агентство
Яндекс.Директ
ТОП 50 агентств Москвы по созданию и продвижению сайтов
Сертифицированный
партнер
myTarget
Член агентского клуба Ruward