Евгения Сафонова

Представьте, что половина интернета исчезла

4 октября из-за ошибки обновления перестали работать Facebook, WhatsApp, Instargam и еще ряд сервисов. Всего на один вечер, но многие по-новому взглянули на свою жизнь. Как без соцсетей не растерять друзей? Не стоит ли получить вторую профессию? Устойчив ли мой бизнес? Смогу ли я всегда смотреть сериальчики?

Представьте, что половина интернета исчезла

Давайте выключим свет, залезем под одеяло и будем рассказывать друг другу страшные истории про обнуление. Но поскольку мы тут, в основном, за бизнес, то истории будут тематические, с намеками.


Одна девочка вела бизнес только в Инстаграм…

Аудитория этой соцсети идеально подходила ее бизнесу, затраты на создание витрины продуктов минимальны — фотосессия и копирайтинг. Заказы можно принимать здесь же, рекламу давать удобно, и вообще, россияне проводят в соцсетях 3 часа в день, больше только спят. Девочка очень радовалась, но однажды она зашла в свой Инстаграм, увидела ноль подписчиков и умерла.

Самое важное для бизнеса — контакты, хранить их в одном источнике ненадежно. Если вы ведёте бизнес только в соцсетях, пусть это будут несколько сетей от разных владельцев (у Фейсбук, Интаграм и Вотсап один владелец), мотивируйте клиентов подписываться на вас в Телеграм, VK, Одноклассниках, Твиттере.


У одного мальчика совсем не было сайта…

У него были страницы в соцсетях и, казалось, этого достаточно. Но однажды он получил письмо «Ваш аккаунт удален за нарушение правил нашего сообщества». Он писал в техподдержку, требовал объяснений, просил все вернуть, но ему никто не отвечал. Тогда мальчик подошел к черной-черной шторе и повесился.

Когда мы используем сторонние площадки, важно не забывать, что мы здесь гости. Мы плохо контролируем ситуацию, площадка устанавливает правила. В любой момент мы можем стать персоной нон грата и в одночасье потерять результаты долгой работы. С собственным сайтом вы сами решаете, что на нем размещать и в каком виде, и, если с соцсетями что-то произойдет, ваш бизнес будет продолжать существовать в интернете. Здесь важно не забывать делать бэкапы.


Один дяденька увлёкся диджитал трансформацией и хранил всё в облаке…

Он купил облачную CRM, перенес туда клиентскую базу, настроил бизнес-процессы, воронки продаж, коммуникацию с клиентами, ботов и автопродажи. Но однажды он пришел на работу, включил компьютер, набрал адрес mycrm.ru и ничего не увидел, потому что интернет закончился. Это был черный-черный день в его жизни…

Облачные технологии и saas-решения здорово облегчают нам жизнь, но хорошо бы иметь что-то в физическом доступе на случай крупных технических проблем. К примеру, можно периодически экспортировать самые важные данные и сохранять их на своем и еще на паре других компьютеров.


Одна тётенька думала, что все пользуются только Гуглом…

Поэтому она отметила свою компанию на карте Google и ушла спокойно заниматься своими делами. Но однажды гроб на колесиках въехал в дата-центр Google, крышка гроба открылась, из него выпала чёрная-чёрная граната и взорвала всё к чёртовой бабушке. И тут тётенька вспомнила, что есть еще Яндекс.Карты и 2ГИС.

Сбои случаются даже у технологических гигантов (например, в декабре прошлого года отключился Google и все его сервисы, а в феврале падал Яндекс). Кроме того, у разных людей разные привычки, регистрируясь в нескольких идентичных сервисах, вы повышаете надежность и делаете доступной свою компанию для большей аудитории.


Одна бабушка считала, что лучший поиск в Яндексе…

Она делала поисковую оптимизацию своего сайта только для Яндекса, т.к. все её знакомые и знакомые её знакомых пользовались Яндексом. Тематика сайта была конкурентна, и бабушка потратила годы и много денег, чтобы занять первые позиции в результатах поиска. Но однажды алгоритмы Яндекса изменились, и сайт попал в бан. Больше никто и никогда не смог найти ни сайт, ни бабушку.

Тут видны сразу два ненадежных момента. Во-первых, перенос своих привычек на привычки своих клиентов (если я делаю так, то все остальные также), ошибок помогут избежать исследования поведения целевой аудитории. Во-вторых, Яндекс, действительно, часто проводит эксперименты, выкатывает неоднозначные обновления алгоритмов, и многие сайты от этого страдают. Наличие второго канала из Google снизит волатильность поискового трафика.


Один дедушка считал, что контекстная реклама — пустая трата денег…

Он пришел в агентство, и менеджер ему сказал, что надо протестировать разные способы привлечения клиентов, контекстная реклама может оказаться удачным решением. Но дедушка не послушался. И тогда конкуренты забрали себе всех его потенциальных клиентов из Яндекса, Google и YouTube.

Есть много способов поиска клиентов в интернете. Одни более понятные, другие кажутся сложными и сомнительными. Не меньше придумано мифов, которые влияют на наше отношение к разным инструментам. Критическое мышление, эксперименты и выбор на основе данных помогут не упустить лучшие для своего бизнеса возможности продвижения.


Один посетитель сайта почитал всё это и заказал в VIPRO визитки… бумажные…