Валерий Сережин

Изменение тенденций потребительского спроса в России после пандемии 2020 года

Исследование Nielsen Company «Влияние COVID-19 на потребительское поведение», 2020.

1. Появляются новые приоритеты

В ситуации пандемии происходит изменение иерархии ценностей потребителей, и на первый план выходит забота о здоровье. Так, в потребительском исследовании Nielsen, которое было проведено в конце марта 2020 года, 72% респондентов поставили здоровье на первое место, тогда как в середине месяца таких было 66%. Тот факт, что приоритеты людей сместились в сторону заботы о здоровье, подтверждает и значительный рост продаж порошков, средств для уборки дома, мытья посуды и чистки пола (данные продаж в крупнейших розничных сетях России собирались в течение недели с 16 по 22 марта). Согласно исследованию, 64% его участников стали чаще мыть руки, каждый третий (33%) регулярно использует санитайзеры, а более четверти (26%) чаще убираются дома.

Со значительной долей вероятности можно утверждать, что после завершения локдауна забота о здоровье и тщательное соблюдение гигиены останутся у потребителей в приоритете. Можно прогнозировать рост спроса на продукты, обладающим дополнительными защитными свойствами, например, антибактериальными.

Те бренды и ритейлы, которые быстро отреагируют на изменение потребительских ценностей, вполне могут ожидать сохранения высокого спроса на средства гигиены и после окончания режима самоизоляции.

2. Онлайн-сервисы набирают обороты

Ситуация локдауна привела к значительным изменениям консьюмеристского поведения в интернет-пространстве.

Во-первых, произошел рост потребления цифрового контента. По результатам исследования Nielsen, каждый пятый опрошенный (21%) стал регулярно читать онлайн-книги. 20% начали чаще проводить время в социальных сетях, 18% — просматривать видео, 12% — слушать музыку и радио.

Подобные изменения в поведении потребителей предоставляют дополнительные возможности для коммуникации брендов со своей аудиторией.

Во-вторых, уже на начало апреля 15% респондентов стали чаще совершать онлайн-покупки товаров повседневного спроса. Открываются новые ниши интернет-торговли, появляется устойчивый спрос на скоропортящиеся товары, а также на ту продукцию, которая ранее не пользовалась популярностью на онлайн-рынках.

Можно с уверенностью утверждать, что после окончания локдауна индустрия интернет-торговли FMCG закрепится на новом уровне. В связи с этим, игрокам этого рынка уже сейчас важно развивать онлайн-сервисы для того, чтобы окончательно завоевать тех потребителей, которые впервые вышли за покупками в интернет в период пандемии.

3. Растет значимость ценника и популярность промоакций

На характер потребительского спроса после возвращения к привычной жизни существенно повлияют инфляционные ожидания россиян.

Большинство участников исследования Nielsen (89%) прогнозирует в ближайшем будущем кризис отечественной экономики, на выход из которого потребуется, по меньшей мере, полтора года. Это значит, что люди настроены жить в условиях экономии средств и ограничения потребления. А для индустрии FMCG это может означать, что потребитель вновь начнет обращать особое внимание на промоакции и ценники. Уже сейчас беспокойство по поводу роста цен занимает второе по значимости место после беспокойства о здоровье.

4. Происходит расширение потребительской корзины

В начале пандемии, когда люди массово скупали товары первой необходимости, они также приобретали и ту продукцию, с которой раньше были не знакомы. И, если опыт взаимодействия с новыми брендам был положительным, то высока вероятность, что после завершения карантина потребитель сохранит повышенную готовность пробовать новое. Поддержанию этой тенденции будет способствовать усиление внимания к качеству продукции.

Повышение важности качества товара не отменит актуальность промо, а, скорее, сместит фокус промоакций на более дорогие (и в восприятии покупателей качественные) продукты.

5. Запуск новинок не отменяется

Сейчас наиболее показательным является опыт тех китайских компаний, которые первыми вернулись к привычной жизни. Из опроса генеральных директоров этих компаний видно, что только 20% опрошенных CEO перенесут или вовсе откажутся от запуска новых продуктов. Среди остальных — 55% будут придерживаться ранее выбранного курса, 20% переосмыслят свои планы с учетом новых трендов спроса и 5% выведут на рынок товары новых категорий.

В новых условиях, когда происходит инфляция и массовый спрос начинает смещаться в сторону товаров первой необходимости, особенно важное значение приобретает повышение качества и правильное ценовое позиционирование новинок. Игрокам рынка стоит отдельно продумать размещение новинки в онлайн-канале: доля онлайн-FMCG в структуре всего FMCG рынка за март увеличилась с 1,8% до 3%, и есть все основания полагать, что эта тенденция сохранится, по крайней мере, в ближайшем будущем.

Выводы

Пандемия Covid-19 быстро изменила потребительские ценности и привычки, и многие из этих изменений сохраняться надолго, а некоторые закрепятся навсегда. На сегодняшний день самой большой популярностью пользуются товары и услуги, связанные с заботой о здоровье и гигиеной, онлайн-сервисы актуальны как никогда ранее, а качество поднимается вверх в списке факторов выбора продукта.

Ритейлерам и производителям важно своевременно адаптироваться к меняющемуся характеру потребительского спроса, или даже работать на опережение. Ведь что, как не скорость реагирования на тенденции рынка, определяет успех компаний в сложные кризисные времена?

Разработка онлайн-сервисов для FMCG и ритейла, (напомним, что онлайн-сервисы находятся сейчас на пике своей популярности), — это основная специализация компании VIPRO (vipro.ru). Кооперация с профессионалами поможет вашему бизнесу быстро занять ведущие позиции в онлайн.

 

Rambler's Top100