Каждый из нас, как известно, очень хорошо разбирается в политике, футболе, маркетинге и дизайне. Количество мемов на тему «дизайн и правки» настолько велико, что объяснять этот феномен только непрофессионализмом дизайнеров или только неадекватностью заказчиков ошибочно чисто из статистических соображений.
Дизайнер и заказчик – люди из разных сфер деятельности, с разным опытом. Да, цель, как будто бы, одна (сделать красиво), но понимание цели разное. Отсюда конфликты.
Ответственность за гармоничные отношения в этой паре должен взять на себя дизайнер. Как минимум, потому что вовлекает заказчика в неизвестную для него область. Заказчику, в конце концов, нужно принять решение в области, в которой он не обладает опытом, а это и страшно, и неуверенно, и поэтому нужно со всеми посоветоваться, и попросить нарисовать еще пару вариантов, и поиграть со штифтами, и логотип побольше, и…
В общем, берем за ручку и со словами «Я покажу тебе дивный мир» рассказываем, что такое дизайн и как мы будем над ним работать.
Перед началом работы
«Надо чаще встречаться» – полезный принцип не только, когда хочется выпить с друзьями. Перед началом работы стоит рассказать заказчику о том, как будем работать, чего ждать от дизайна, а где начинается ответственность самого заказчика.
Часть «как будем работать» надо раскрыть максимально полно, тут кроется большинство причин потока правок. Раскладываем все по полочкам: сначала я изучу вашу задачу, задам вопросы по бизнесу, мы сформируем требования. Потом я пойду изучать тренды, бенчмарки, лучшие практики в вашей отрасли и в диджитал в целом. Потом я сделаю концепт и покажу вам, при этом я объясню, почему он такой. Мы все обсудим. Потом перейду к следующему этапу…
И вот тут, в начале работы, важно обговорить, как будете работать с замечаниями. Мы, например, говорим, что в стоимость включен один вариант дизайна, что допустимы N итераций правок, в каждую итерацию может входить неограниченное количество замечаний.
В процессе работы
Заказчик – человек тревожный. Если вы не выходите на связь, он страдает.
Поэтому, во-первых, обозначаем заранее, когда будем общаться в следующий раз. Во-вторых, общаемся именно в тот день, когда обозначили, даже для того чтобы сказать, что запланированное не получится, и срок нужно сдвинуть.
Обязательно показываем промежуточные результаты. Никому не хочется корпеть месяц над суперидеей, а потом узнать от заказчика, что он как-то по-другому себе это представлял. Разбивайте всю работу на этапы. Вот, посмотрите, какие интересные решения я нашел у других. А вот обзор самых трендовых трендов этого года, как вам? Вот концепция моего решения, она основана на трендах, которые мы с вами выбрали, и решениях, которые нам обоим нравятся. А вот на основе этой концепции, которую мы с вами согласовали, я сделал всю остальную работу.
Фишка тут в том, что каждый следующий ваш шаг основан на общих с заказчиком предыдущих решениях. Такой подход в разы сокращает количество правок, скорее это будут незначительные замечания.