Евгения Сафонова

В любой непонятной ситуации делай бэкапы

На днях компания Garmin заплатила хакерам 10 миллионов долларов за украденные данные. Мы, конечно, не мировой производитель спортивных часов и прочей техники, но потеря данных как личных, так и корпоративных, и для нас тоже имеет весьма неприятные последствия.

Потеря данных не такая уж редкая история . Наиболее типичные способы всё потерять — сломался жёсткий диск; авария в дата-центре вашего хостера, где размещается сайт/CRM/корпоративный диск; вирус; кофе, разлитый на клавиатуру ноутбука.

Бэкап (резервная копия) — волшебная палочка, которая сделает вашу жизнь спокойной. Но как у любого магического предмета, тут есть несколько правил, без которых магия не случится.

Как правильно делать бэкап

Раздельное хранение

Резервная копия данных должна храниться отдельно от самих данных. Если мы защищаемся от поломки жёсткого диска, то на другом жёстком диске, если от аварии на оборудовании провайдера, то у другого провайдера и т.д.

Самый простой вариант — облачное хранилище от одного из крупных поставщиков: Яндекс Диск, Google Drive, Облако Mail.ru, Microsoft OneDrive и пр.

Регулярность

Мало пользы от резервной копии сайта трёхлетней давности, поэтому бэкапы нужно делать регулярно. Как регулярно — зависит от частоты обновления данных и от ценности этих данных. Если на сайте постоянно появляются статьи, новые товары, новости, заказы и пр., то бэкап рекомендуется делать не реже одного раза в месяц. Если ваш семейный архив каждую неделю пополняется фотографиями новорождённого, которые вы планируете пересматривать тихими вечерами, бэкап нужно делать раз в неделю.

Проверка

Бэкапы нужно проверять. Просто чтобы удостовериться, что всё архивируется без ошибок и данные могут быть восстановлены в случае необходимости. Кроме того, вы узнаете, сколько времени занимает восстановление данных и будете понимать, как быстро вы сможете восстановить работоспособность систем в случае аварии. Время от времени заглядывайте в архив с личными данными и выборочно открывайте файлы. Разверните резервную копию сайта на другом хостинге (некоторые компании дают бесплатный тестовый период, его хватит, чтобы всё проверить).

При помощи чего делать бэкап

Способов создания резервных копий великое множество, от полностью автоматических до простого ручного копирования файлов. Выделим некоторые.

Если вы счастливый обладатель компьютера Apple, то хранящиеся на этом компьютере данные удобно резервировать с помощью встроенного сервиса Time Machine. Сервис работает автоматически, обновляя бэкап по расписанию.

Для тех, кто предпочитает Microsoft ситуация посложнее — можно воспользоваться функцией ручного создания резервной копии, для Windows 10 инструкция тут. Если же вы хотите, чтобы бэкапы создавались автоматически, нужно установить специальную программу, например, Acronis.

Разобрались с личным архивом, переходим к корпоративной информации.

Резервную копию сайта можно создать с помощью системы управления сайтом, если она позволяет. CMS inDynamic, на которой мы разрабатываем веб-решения как раз из таких — полная резервная копия создаётся одним кликом. Тут надо не забывать переносить копию на отдельный носитель согласно принципу раздельного хранения, упомянутого в начале статьи.

Интерфейс создания резервной копии в CMS inDynamic.

 

Также у многих хостингов есть свои средства создания бэкапов, встроенные в панель управления сервером. Ими тоже можно пользоваться, интерфейс посложнее, но больше настроек.

Пример интерфейса резервного копирования в панели управления сервером Plesk.

Очень полезная услуга для больших и важных веб-систем есть у некоторых хостингов — ftp-сервер. Вы арендуете отдельный сервер только для хранения данных и настраиваете автономную систему создания резервных копий. Такую услугу предоставляет, например, Rusonyx.

Если вы теряетесь при слове "хостер", посмотрите это видео. В нем мы рассказываем, что это такое и как его правильно выбрать.

 

Если вы используете в работе облачные сервисы (CRM, конструкторы сайтов), то с резервированием данных дела обстоят чуть сложнее. В таких системах вы не являетесь владельцев, а только арендатором, т.е. вы не можете также легко сменить, например, Тильду на Wix, как перенести сайт от одного хостинга на другой. Поэтому если возникают проблемы с доступностью каких-то серверов облака (скажем, из-за блокировок Роскомнадзора), то это скажется на вашей работе. Некоторые сервисы позволяют выгружать данные в табличном виде (xls, csv, xml), некоторые дают возможность делать экспорт html-кода. Это, конечно, не полноценный бэкап, но всё-таки лучше, чем ничего. Пользуйтесь всеми возможностями, которые дает облачный сервис для экспорта данных. Как минимум, сохраняйте самое необходимое (например, клиентскую базу).

Вместо заключения

Статья не претендует на полноту. Тема защиты и сохранения данных обширна и глубока. Это лишь абрис. Загвоздка в том, что даже эти, самые базовые правила, мало кто соблюдает, и в итоге расплачивается за своё легкомыслие деньгами хакерам за расшифровку данных, временем на повторное создание потерянного, нервами из-за осознания, что потерянное невозможно восстановить. Мы надеемся, что статья даст вам мотивацию начать что-то делать в этом направлении и в итоге поможет сделать вашу жизнь чуть более спокойной.

 

Rambler's Top100