Валерий Сережин

Что такое No-Code и что он может дать бизнесу

Что такое No-Code и что он может дать бизнесу

За последние годы концепции No-Code и Low-Code стали одними из самых трендовых на технологическом рынке, наряду с искусственным интеллектом, VR/AR, блокчейном и data science. 

В эту сферу инвестируют огромное количество денег (по прогнозам — в 2022 году этот рынок привлечет минимум $1,5 миллиарда инвестиций), а количество стартапов, которые разрабатывают платформы для работы с No-Code, увеличивается практически ежедневно.

Давайте разбираться:

  • Что такое No-Code и Low-Code?
  • Какие плюсы у No-Code и Low-Code?
  • Аргументы противников No-Code
  • Пример применения No-Code
  • Топ No-Code сервисов
  • Что будет с No-Code в будущем?

Что такое No-Code и Low-Code?

No-Code и Low-Code платформы возникли в качестве реакции на сложность и многообразие современных средств программной разработки. Сейчас практически все процессы стремятся к упрощению и автоматизации, и веб-разработка с бизнес-аналитикой также не стали исключением.

По сути, эти концепции подразумевают переход от разработки средствами языков программирования на разработку с помощью сборки продукта из блоков в конструкторах и построения бизнес-логики продукта на основе сервисов визуального программирования.

Эти концепции можно разделись на два основных направления — No-Code, в которую входят конструкторы сайтов, например, Tilda, и Low-Code. При этом, если первое направление, скорее, про веб-разработку и создание собственных сервисов из готовых блоков, с последующей настройкой, то при помощи Low-Code можно быстро модифицировать, улучшать и расширять работу с бизнес-процессами и аналитикой.

Это решает одну из ключевых проблем цифровой трансформации бизнеса — ускоряет процедуры разработки от идеи на бумаге до работающего бизнес-процесса. Кроме того, использование графовых баз данных через Low-Code позволяет вносить изменения в бизнес-процессы без остановки работы или блокирования доступа. Бизнес может применять эти процессы и адаптировать под собственную деятельность, а системы вычислений No-Code и технологии визуализации данных упрощают работу аналитиков и значительно сокращают сроки разработки готового продукта.

Какие есть плюсы у No-Code и Low-Code?

Упрощение проверки гипотезы и модели работы бизнеса

Запуск продукта при помощи No-Code для стартапа обойдется минимум в два раза дешевле, чем с привлечением разработчиков-программистов, и в разы быстрее. Это позволит быстро и с малыми затратами протестировать работу бизнес-модели, например, сервиса по доставке цветов, создав его сайт в Tilda и прикрутив туда базовые платежные инструменты и автоматические почтовые рассылки с красивыми фотографиями.

Снижение стоимости запуска продукта

За счет сокращения времени на разработку, проект на основе No-Code платформы будет стоить дешевле.

Разработчики смогут заниматься интересными им проектами

Огромное количество программистов сейчас занимаются достаточно шаблонными проектами, которые No-Code может реализовать быстрее, что будет выгодно бизнесу для проверки гипотез и спроса, а программисты смогут переключиться на более сложные проекты.

Аргументы противников No-Code

No-Code — это не бесплатно 

Да, No-Code — это дешевле, чем группа разработчиков, которые четыре месяца будут делать интернет-магазин для продажи цветов, но все-равно аренда платформ No-Code тоже стоит каких-то денег. При этом No-Code решения стоят мало, когда они работают с малым бизнесом. В случае, если число пользователей системы становится больше 10 тысяч — дешевле разработать собственные программные решения.

No-Code — это не просто 

Да, No-Code технологии сделали разработку доступнее, но для своего освоения они требуют больших усилий и затрат времени у простого пользователя, незнакомого с программированием. Да, No-Code технологии существенно сокращают сроки разработки, но требуют привлечения специалистов, имеющих опыт в применении баз данных, построении бизнес-логики и интеграции программных сервисов.

No-Code проекты сложно масштабировать 

В случае, если малый бизнес окреп и дожил до момента, когда уже нужно масштабироваться, то постепенно приходит понимание, что пора создавать собственные программные решения из-за технических ограничений No-Code платформы. 
Кроме того, этот пункт подтверждает то, что с No-Code удобно тестировать гипотезы и бизнес-модели, а масштабироваться уже нужно на собственных программных платформах.

No-Code — это привязка к одной платформе и технологии

Да, это тоже верно. Технологии развиваются, как меняются и нужды стартапа, тренды дизайна или ведения бизнеса, а как меняться, если платформа экспортирует все в бинарный файл, который может прочитать только она.

На No-Code уже реализованы аналоги таких сложных и известных сервисов как:

Веб-приложения: 
Airbnb, VC ru, Skillbox, Сian, Uber, Skyeng и др.

Мобильные приложения с загрузкой в магазины приложений AppStore и Google Store: 
Ozon, Delivery Club, Nike Training, Instagram, Storytel, Clubhouse и др.

Пример проекта на No-Code

No-Code позволяет быстро создавать не только простые продукты типа лендинга, сайта и интернет-магазина. На No-Code можно реализовать и сложные проекты типа маркетплейса, например доски объявлений по аренде недвижимости типа сервиса Циан (www.cian.ru):

Что такое No-Code и что он может дать бизнесу

Ниже приведен пример разработки на No-Code аналога доски объявлений о сдаче коммерческой и жилой недвижимости “Циан”.

Продукт и бизнес-модель

Доска объявлений о сдаче коммерческой и жилой недвижимости с платой за публикацию и за доступ к контактам (подписка) с функционалом доски объявлений “Циан”.

Роли

  1. Хозяин размещает и оплачивает публикацию объявления о сдаче жилья.
  2. Арендатор ищет объявления по фильтрам и карте, оплачивает доступ к контактам.
  3. Администратор продукта следит за аналитикой, модерирует объявления при необходимости.

Сложность и время сборки

Готовый сервис можно собрать за 4-6 недель.

Используемые No-code сервисы

Основные - Tilda, Airtable, Integromat, Collabza

Дополнительные - Robokassa, YooMoney, YandexMap Api, SendPulse, SendGrid, Reg.ru

Реализованный функционал

  1. Личный кабинет для 2 ролей
  2. Публикация, редактирование и удаление объявлений
  3. Оплата и продление публикации на месяц
  4. Карты: поиск объектов по Yandex/Google карте с фильтрами
  5. Оплата доступа к контактам собственников (модель подписки)
  6. Автоматическое управление доступами к контактам на основе даты окончания подписки
  7. Добавление в избранное
  8. Индивидуальные чаты между хозяином и арендатором
  9. Автоматизация сервисов приема платежей: YooMoney и Robokassa
  10. Сложная модель редактирования подписки через CloudPayments
  11. Админка и аналитика в Airtable
  12. Простые страницы: профиль, история заказов, faq и поддержка
  13. Публикация сервиса после подготовки (юр аспекты, подключение домена, письма-отбивки и др.)

Топ No-Code сервисов

Индустрия No-Code бурно развивается и в мире насчитываются уже сотни No-Code сервисов. Ниже перечислены лучшие No-Code сервисы, которые значительно ускоряют разработку бизнес-продуктов.

Bubble

Bubble — сервис для создания веб- или мобильного приложения при помощи No-Code. В основу сервиса заложена концепция визуального программирования — технология Drag&Drop позволяет добавлять на страницу любой элемент. Настройке поддается все, начиная с расположения видео и текста, заканчивая иконками, кнопками, их параметрами.

Bubble также позволяет структурировать и хранить все данные, создавать пользовательскую логику, логистику внутри сервиса и применять UX-дизайн.

Tilda

В России Tilda, пожалуй, является самым популярным примером концепции No-Code платформ. При помощи Tilda пользователи могут создать собственный сайт — в основе сервиса лежит блочный принцип создания страниц, когда пользователь может настроить внешний вид, добавить контент и сразу же видеть, как будет выглядеть сайт.

В Tilda меньше персонализированных возможностей, чем в Bubble, при этом она проще в использовании и имеет более дружелюбные и интуитивно понятные интерфейсы.

Collabza

Сервис для связки конструктора сайтов Tilda и базы данных Airtable без кода.

Collabza может:

  • Связать Tilda с внешней базой данных и настроить динамический контент. Ваши клиенты будут видеть актуальные динамические персональные данные на страницах Tilda из базы данных (например - Airtable). 
  • Персонализировать личный кабинет в Tilda и коммуникацию с клиентом. У ваших клиентов будут страницы Профиля, Истории заказов, Расписания занятий и Оценок.
  • Автоматизировать публикацию объявлений из Airtable в Tilda. Вам больше не придется вручную публиковать объявления для вашего маркетплейса. 

Airtable  

Это сервис, позволяющий создавать базы данных на все случаи жизни. Удобный интерфейс делает его интуитивно понятным. В личном кабинете располагаются доступные  рабочие пространства, в которых находятся базы данных. Каждая база данных — это набор таблиц. Табличная форма — не единственно возможный способ представления данных. Точно так же просматривать и редактировать данные можно в режимах канбана, календаря и галереи.

Integromat 

Позволяет подключать приложения и автоматизировать рабочие сценарии. Перемещайте данные между приложениями, чтобы вы могли сосредоточиться на развитии своего бизнеса.

Integromat — это мощная интеграционная платформа, которая позволяет визуализировать, проектировать и автоматизировать вашу бизнес-модель.

Zapier

Zapier описывают свою платформу как клей, который связывает тысячи веб-приложений. При помощи Zapier можно интегрировать разные сервисы. Например, в вашем интернет-магазине цветов есть форма обратной связи. После того, как пользователь писал отзыв, вам приходилось вручную добавлять его в свой файл в систему, где вы храните отзывы клиентов, потому что было не ясно, как её интегрировать с вашим сайтом. Zapier автоматизирует эту интеграцию и расширит функционал вашего сервиса.

Сейчас Zapier имеет более 2 тыс. возможностей интеграций, включая веб-приложения, такие как Google Sheets, Mailchimp, Hubspot и др. 

Перспективы No-Code

Похоже, что рынок No-Code-сервисов продолжит активно развиваться и дальше. Помимо увеличения инвестиционной привлекательности этой сферы, все больше крупных и малых бизнесов будут использовать возможности этой технологии для быстрой проверки бизнес-гипотез и старта своих новых продуктов и направлений.