Жизнь до и после.
С момента вступления в силу изменений в закон «О рекламе» по части маркировки прошло без малого полтора года. И период «до» участники рынка вспоминают с некоторой ностальгией. Давайте разберемся, что изменилось и как бизнес теперь может рекламировать свои товары и услуги.
Коротко о главном:
С 1 сентября 2022 года вся интернет-реклама подлежит обязательной маркировке, что включает пометку «Реклама», указание на рекламодателя, размещение специального ID (токена), получаемого у Операторов рекламных данных. После размещения данные о статистике размещения объявления передаются Операторам рекламных данных, которые в свою очередь передают их в Единый реестр интернет-рекламы.
Вся эта цепочка обязательна как для юридических, так и для физических лиц, размещающих информацию рекламного характера о своих или о чужих товарах, услугах, в том числе о мероприятиях. В том числе, если они предоставляются бесплатно.
Исключением для маркировки являются email рассылки и push уведомления по собственной базе. Они могут продолжать размещаться без изменений.
Отдельной статьей идет также социальная реклама, данные о ней передавать в Единый реестр интернет-рекламы не нужно.
Доступ к информации о рекламе будут иметь участники рекламной цепочки (заказчик, исполнители), Роскомнадзор, Федеральная антимонопольная служба, а также Федеральная налоговая служба.
ФАС может оштрафовать за отсутствие пометки «Реклама», Роскомнадзор - за отсутствие или некорректную маркировку, а вопросу у налоговой службы могут возникнуть в случае, если, например, финансовые потоки будут прерваны или не сойдутся.
С 1 сентября 2023 года штрафы за нарушения для физических лиц достигают 100 000 руб., и 500 000 руб. Для юридических лиц.
И что теперь делать?
Рынок отреагировал по-разному. Кто-то решил маркировать рекламу и пробовать жить в новых реалиях. Таких компаний по опросам меньше трети.
Другие, послушав рекомендации горе-юристов отказались от размещения рекламы вообще, так как подобный штраф может убить их бизнес. Также они отказались от ведения социальных сетей, на всякий случай. К сожалению, предпринимателей, принявших решение приостановить активность в интернете тоже достаточно много.
Третья группа решила, что микро и малый бизнес штрафовать не будут, а значит можно продолжать игнорировать закон.
Тем временем, как судебные дела уже открыты, а по одному из них уже назначен штраф в 300 000 руб. И речь здесь идёт не о крупной компании, а о небольшом телеграм-канале.
А значит, маркировка все же касается каждого и игнорировать закон точно не стоит.
Кто точно может не волноваться?
Конечно же клиенты рекламного агентства VIPRO. Мы не только проверяем автоматическую маркировку в Яндекс Директе и ВКонтакте, так как и там также время от времени попадаются ошибки, а ответственность за корректность маркировки лежит в том числе на заказчике, но и полностью берем на себя маркировку всех рекламных креативов